ar_tim (ar_tim) wrote in sumyactive,
ar_tim
sumyactive

Знакомство с Ворсклицей

Количество участников на страничке мероприятия зашкаливало, в реальности же желающих сплавиться на байдарках по Ворсклице - Ворскле набралось пять человек, как раз по числу посадочных мест в легковушке с прицепом, т.е. никому из нашей группы не придется подъезжать рано утром на маршрутке из Сум в Солдатское.

Загрузились и выдвинулись из города в пятницу вечером. В Тростянце специально зарулили к АТП (координаты N50,48341°, E34,94725°), чтобы договорится о стоянке до воскресенья.

За райцентром нормальной дорога была недолго. Аккурат на окраине (в точке N50,47799°, E35,03677°) появились колдобины. Из-под асфальта и на обочине виднелись кирпичи, основа дорожного полотна. За Люджей ям стало еще больше, что вызвало нарекания нашего водителя - последние километры мы еле плелись, у моста через Ворсклу (координаты N50,45242°, E35,19130°) были в 20:00, всего потратив на переезд около 2 часов.

Начинало темнеть и нужно было срочно найти место для лагеря. Выше по течению от моста есть небольшая поляна прямо у реки, однако берег высокий,
(1) Ворсклица возле Солдатского
неудобно будет спускать байдарки на воду. Расположились справа от дороги, в сосновом лесу, где имелось кострище (координаты). Не успели поставить палатки, как пошел дождь. Не так чтобы сильный, но одежду, снаряжение чуток намочил. Огромный тамбур у Tramp Grot оказался как раз кстати - спрятали и вещи, и даже упаковки с разобранными байдарками. Из-за постоянно дующего ветра было холодно, пришлось даже курточки на себя надевать. Костер в сырости развели легко, потому что с собой привезены сухие дрова. Ужинаем (дождь к этому времени прекратился) и отправляемся спать.

В 5 часов утра уезжает Юра, чтобы отогнать машину в Тростянец. Для оставшихся - подъем в 7:00. За пределами палатки некомфортно: очень сыро, целую ночь, то усиливаясь, то затихая, барабанило по тенту.
(2) Мокрая палатка в сосновом лесу
С неба моросит, с ветвей беспрестанно капает ...

В тамбуре
(3) Tramp Groot
на газу готовлю рисовую кашу. Чуть позже ребята организовывают костер, на котором кипятим воду для чая (четыре 6-тилитровых бутыли были привезены из дому).

Юра возвращается
(4)
в 7:45 маршруткой (билет 13 грн.). Завтракаем и начинаем собирать байдарки, сворачивать лагерь. Переносим вещи к реке.
(5) Ворсклица

(6) Байдарка на берегу

Спуск на воду не очень: берег зарос травой и почти сразу идет глубина. Загружаться придется по очереди. Вначале инструктаж: у нас в группе один участник, который еще ни разу не сплавлялся.

Время 10:30. Первой стартует трешка.
(7) Начало сплава по Ворсклице

Дождевики надеты больше как защита от ветра, к этому моменту распогодилось, мжичка прекратилась, из-за туч даже пытается выглянуть солнце. Я вспоминаю про "жертвоприношение": три бублика уходят на корм рыбам... Затем спускаем свою байдарку. Обнаруживается течь, на днище небольшая пробоина. Пытаюсь докричаться до первого экипажа, безрезультатно - ребята ушли уже далеко. Звонить не вариант, телефоны спрятаны в гермах. А ведь специально для такого случая захватил же пару раций, нужно было выдать. Ещё один вывод из сложившейся ситуации: правильная очередность старта, сначала с брезентовой "шкурой", а потом ПВХашные.

Вытаскиваем обратно на сушу свое судно. Затевать серьезный ремонт нет времени, заклеиваю дырку с обеих сторон широким медицинским лейкопластырем, который у нас появился в ремнаборе после случая на Клевени. Мы тогда три дня прошли, ничего не подтекало, а сейчас купленный лейкопластырь оказался хреновым, почти сразу, за секунды, на внутреннем появилось мокрое пятно. Фонтанчик уже не бьет, и то хорошо, как-нибудь дотянем до вечера...

С двадцатиминутным отставанием отправляемся вдогонку за ребятами. Первое впечатление: радость от новой реки. А самое главное, правильно выбранный период для сплава! Высокий уровень, быстрое течение - результат идущих в последнее время дождей. Но из-за этого вода мутная, плохо будет видно коряги. И тут как раз в нескольких метрах от точки старта небольшое препятствие:
(8) Деревья в русле Ворсклицы
прямо посередине реки растут деревья, с первого взгляда и не понятно с какой стороны их обходить (вправо, потом сразу налево). Это было довольно неожиданно, наш экипаж еще не втянулся в процесс гребли.

Тут хочется отметить, что рассматривался вариант начала сплава ниже по течению. Подъезды к реке, видимые на спутниковом снимке наводили на мысль (причем не только меня), что там должно быть что-то типа пляжа и получше спуск, чем откуда мы стартовали. Может когда-то и было так, ныне же на довольно длительном промежутке полностью отсутствовали подходы к воде, на берегах сплошняком кусты, камыш и деревья.
(9) Ворсклица

(10) Ворсклица возле Солдатского

(11) Ворсклица возле Солдатского

(12) Ворсклица возле Солдатского

(13) Ворсклица возле Солдатского

(14) Ворсклица возле Солдатского

На пути оказалось ещё одно препятствие, которое заставило слегка понервничать - упавший ствол, а за ним коряги. Странно, что "шлагбаум" не спилили те, которые сплавлялись по Ворсклице в начале мая. Хотя возможно дерево упало уже после...

Вот лес уходит в сторону.
(15) Поворот реки

За поворотом обнаруживается капитальный навес над столиком с лавочками.
(16) Беседка на берегу Ворсклицы

Рядом пологий берег, отлично подходящий для спуска байдарок.
(17) Пологий берег

Координаты места - N50,43812°, E35,19594°.

Дальше течение слабеет, русло расширяется и уже не так зажато окружающей растительностью.
(18) Ворсклица возле Солдатского

(19) Ворсклице возле солдатского

Впереди что-то мелькнуло.
(20) На Ворсклице
Мы подумали - это байдарка ребят, а оказалось гуси, которые при нашем приближении поспешили убраться с фарватера.

Пару раз с неба начинало капать, но процесс почти сразу прекращался, так и не набрав размаха. Напрягал только ветер, который почти постоянно дул в лицо.

Речные пейзажи.
(21) Речной пейзаж

(22) Речной пейзаж

Нет нормальных мест, где можно причалить и выйти на берег: или мешают кусты да деревья, либо береговая кромка высокая.

Вот слышны голоса... Ну наконец-то догнали второй экипаж (время 11:40).
(23) Байдарки на Ворсклице

Здесь Ворсклица делает поворот,
(24) Поворот реки
и слева есть понижение, где в реку впадает ручей. Проходящие через него многочисленные тропинки представляют собой месиво грязи после коров. Стадо их как раз пасётся неподалеку. В стороне от ручья вкопан столик с лавочками (координаты N50,42822°, E35,19694°). Место часто посещаемо - небольшая яма полна мусора и пластиковых бутылок. Из них Саша мастерит себе сидушку.

После отдыха отправляемся дальше. До Березовки Ворсклица сильно петляет. Берег высокий и заросший, не выйдешь.
(25) Ворсклица между Солдатским и Березовкой

(26) Ворсклица между Солдатским и Березовкой

(27) Ворсклица между Солдатским и Березовкой

(28) Ворсклица между Солдатским и Березовкой

На подходе к селу русло расширяется.
(29) На подходе к Березовке
Волны и встречный ветер очень замедляют ход байдарок. Обращает на себя внимание островок слева (несколько сухих огромных стволов и водоросли вокруг). Оказывается под водой находятся остатки разрушенного моста (координаты N50,41946°, E35,17616°) - он обозначен на картах генштаба и гугл "рисует" дорогу через реку. Деревянные сваи я замечаю только когда мы проходим над ними. Сейчас уровень высокий, а вот в межень может потребоваться проводка байдарок. В любом случае следует в этом месте быть внимательными.

С воды видны домики Березовки, пасутся гуси, у берега лодки.
(30) Лодки на Ворклице
Значит село "живое".

Река делает поворот.
(31) Широкая Ворклица

Затем ещё один. Упавшее дерево наполовину перегородило русло.
(32) Дерево в реке
Обход его трудности не вызывает.

Обрыв на окраине Березовки
(33) Обрывистый берег

Речные пейзажи.
(34) Ворсклица возле Березовки

(35) Ворсклица возле Березовки

Ворсклица сужается, убыстряется течение. И вдруг, бац, затор!
(36) Затор на Ворсклице
Сразу и не поймешь как его проходить: под правым берегом в воде торчат коряги. И спросить не у кого, трешка прошла, а мы не видели как. Ребята откуда-то кричат, что есть обход, прорезанная "тропинка" в зарослях.
(37) Обход затора

Войти в нее не так и просто. Поднатужившись, прорываемся через затор. Дальше веслами не размахнешься, Саша сзади отталкивается ими, а я просто хватаюсь руками за растущие кусты тростника.
(38) Проход в тростнике

Сфотографировать затор с другой стороны не получается: приходится сосредоточится на гребле, чтобы не нарваться на коряги. В сузившемся русле течение несет байдарку. Оно становится меньше, когда пропадают деревья на берегах. Некоторое время с обеих сторон возвышается тростник.
(39) Ворсклица

(40) Ворсклица

Но вот приближаемся к сосновому лесу.
(41) Сосновый лес на берегу Ворсклицы

(42) Сосновый лес на берегу Ворсклицы

Где нас ожидает еще одно испытание: путь преграждают заросли речной мяты, у которых собрана огромная масса тростника и мусора (координаты N50,40523°, E35,16059°). Ситуация осложняется тем, что из воды торчат ветки сухого дерева (причина образования затора в этом месте). А значит существует риск нарваться на корягу, которая не видна под плавуном. Ребята, которые причалили чуть дальше у песчаного обрыва и вышли на сушу, подсказывают безопасный проход под правым берегом. Из-за сильного течения нам тяжело направить точно байдарку. Попытавшись сманеврировать, в конце концов просто с разгону врезаемся в затор и напрягая все силы медленно ползем по нему. В голове одна мысль: "Только бы не пропороть шкуру!" Поэтому я прощупываю веслом пространство впереди. Наконец выбираемся на чистую воду. Фиксирую на фотоаппарат пройденное препятствие.
(43) Затор в русле Ворклицы

Логично было бы после такого отдохнуть, но место здесь неудобное: песчаный берег высокий, нет возможности приткнуться рядом с трешкой. Потерпим километр, по плану всё равно нужно делать остановку у моста через Ворсклицу, который на окраине Катанского (в селе пополним запасы питьевой воды). Приняв решение не останавливаться, вырываемся вперед.

Лес справа отступает от реки чуть в сторону, снова тростник и камыши. Ненадолго расширяется русло
(44) Ворсклица
и почти сразу сжимается до дорожки.
(45) Проход в тростнике

(46) Ворсклица

Выбравшись из зарослей, видим впереди мост.
(47) Мост через Ворсклицу в Катанском

(48) Мост через Ворсклицу в Катанском

Всякая водная растительность еще не сильно поднялась, да и уровень воды достаточный, поэтому нет того большого пятна кувшинок, водорослей и ряски, которое так меня поразило прошлым летом. По чистому пространству направляемся под мост. В 13:20 причаливаем к правому берегу. При высадке приходится соблюдать определенную аккуратность: на мелководье во множестве валяются мелкие камушки, а у самой речной кромки есть бетонные "островки", из одного торчит арматурина.

Берем пару пустых баклажек и вдвоем с Юрой отправляемся за водой в Катанское. Поднявшись на мост, у меня появилось неясное ощущение: что-то не так.. Спилены перила!
(49) Мост со спиленными перилами

(50) Мост со спиленными перилами

Уверяю ребят, что в прошлом году они были на месте.
Невнимательный, а может подзабыл: перила уже тогда отсутствовали. Специально пересмотрел фотографии.

...На окраине села стоит колоритный "Жигуль": массивный бампер, по виду как рога животного, передний капот вмят и весь в ржавчине. Когда мы проходили мимо машины, из близлежащих кустов вылезли отец и сын, которые несли какие-то железки. Черные металлоломщики, расхитители народного добра.

Неподалеку от реки есть магазин. Известный мне колодец дальше, координаты N50,39286°, E35,15790°. Ведро в наличии, так что без проблем набираем воду и возвращаемся к байдаркам. Подкрепились семечками и сухофруктами и в начале третьего продолжили сплав.
(51) Мост через Ворсклицу

(52) Ворсклица возле Катанского

Я поглядываю на правый берег, где как рассказывали в прошлом году встреченные местные жители, есть хороший песчаный пляж. В реальности же нет никакого песка, но зато имеется столик.
(53) Столик на берегу
Места только для байдарок маловато.

На противоположной стороне к реке подходит сельская улица,
(54) Улица Катанского
где в этот пасмурный день особое внимание привлекает ярко-синий домик, который сочным пятном выделяется среди окружающей зелени. Всё также дует сильный ветер, погода чуть испортилась: тучи на небе темносвинцовые,
(55) Тучи над Ворсклицей
того и гляди, пойдет дождь.

Характер русла меняется. Широкое до этого и кажется, что после поворота нужно продолжать движение прямо, где простор,
(56) Тихая заводь
ан нет, там будет тупик. Выбрать правильное направление можно и без GPS-навигатора, посмотрев куда "указывают" колышащиеся в воде водоросли. Резко уходим вправо.
(57) Сплав по Ворсклице

В сузившемся русле ускорилось течение, река и мы вместе с ней петляем среди зарослей тростника.
(58) Сплав по Ворсклице

(59) Сплав по Ворсклице

(60) Сплав по Ворсклице

(61) Ворсклица

Через десять минут оказываемся у соснового леса.
(62) Сосновый лес на берегу Ворсклицы

Здесь Ворсклица снова меняет свой облик.
(63) Широкий участок Ворсклицы

Вода застыла... Мне такие участки не нравятся: окружающий пейзаж меняется слишком медленно, махаешь веслами и кажется, что байдарка ползет как черепаха. Это очень давит на эмоции. Есть и другой, более конкретный аспект: на просторе обычно гуляет ветер, и по закону подлости чаще всего он дует именно в лицо...

Проходим мимо полянки со столиком.
(64) Столик на берегу Ворклицы

По времени пора бы уже остановиться на обед, но именно в этом месте мне кажется неудобным выход на берег. Я ориентируюсь на отчеты А.Смолянинова, который упоминает заход в старицу Ворсклицы при описании своих ночевок в этом же сосновом лесу. Будем искать...

Направляемся дальше.
(65) Сплав по Ворсклице

Перед заворотом русла замечаем какие-то знаки на деревьях:
(66) Знаки на деревьях
сбитые в щит деревяшки, типа "место для вашей рекламы", и якорь. Последний может указывать причал для байдарочников. Видно начало небольшого заливчика, затянутого ряской. Может это и есть нужная нам старица Ворклицы? Не. Смолянинов пишет, что то место находится неподалеку от входа в плавни, а до них нам пилять с километр.

Выходим
(67) Сплав по Ворсклице
на ещё бОльший простор.
(68) Широкая Ворсклица
Ненавижу! И ветер, с..ка, здесь сильнее:( Внутреннее состояние поменялось когда мы свернули в ту самую старицу.
(69) Старица Ворсклицы

(70) Старица Ворсклицы
Она скрыта от основного русла островом и зарослями тростника. Экипаж трешки вырвался вперед по Ворсклице и им пришлось немного вернуться, после того как я сверился с GPS-навигатором и указал смену направления. Нанесенная при подготовке точка на карте совпала с реальным местом, но нас ждал облом: за столиком, где планировалось устроить обед, сидела парочка, парень и девушка. И какого они по такой погоде приперлись сюда?!? Берег, кстати, не очень - ступенькой и мало пространства для байдарок. Иначе мы бы помешали "романтическому" уединению. Любопытство погнало нас дальше по старице. Вода в ней стоячая, до этого форсировали участок с ряской и теперь ещё один.
(71) Старица Ворсклицы

Наткнулись на раритет.
(72) Лодка в ряске
Мда, давно она (лодка) тут лежит, вон и кусты уже наросли...

Старица ожидаемо закончилась тупиком.
(73) В тупике

На берегу - лужи и трава по пояс, не расположишься на обед. Поступило предложение прорываться через заросли в основное русло (по прямой тут получалось метров семьдесят). Вариант рискованный из-за множества коряг, поэтому вернулись по тому же пути.
(74) Старица Ворсклицы

Дошли до входа в плавни. Неприметный такой поворотик, не зная, можно легко уйти прямо по широкой воде. Наша байдарка провела небольшую разведку - получится ли с этой стороны попасть в старицу. Далеко по дорожке в чаще не углублялись, меня как впереди сидящего напряг наклоненный под разными углами тростник. Приходилось его ломать. А тут ещё и коряги. В общем, бросили эту затею. Хотя проход просматривался далеко. В нем не развернешься, мы задом обратно выплывали.

На часах начало четвертого. Необходимо срочно что-то решать с обедом, ведь в плавнях некуда будет причалить. Возвращаться аж к первому увиденному столику (полтора км против течения, потом полтора назад) не лучшая идея. Стали выискивать место поближе. На левом берегу высокая и густая растительность, пришлось бы её вначале утоптать. Деревьев нет, а тут как раз солнышко выглянуло и сразу стало припекать. Кое-как примостились у противоположного берега, в тени. Хорошо что байдарок всего лишь две.
(75) На привале

Место - жах! Не присядешь, потому что вокруг крапива и болото.
(76) Привал на болоте
Лужи остались после того как уровень воды стал падать. Поднятые тучи комаров заставили нас действовать быстро. Дощечки для нарезки не оказалось, овощи для окрошки пришлось кромсать на первом что попалось под руку, крышке от кастрюли. Никакого костра, чая не было. Так что удовольствия от обеда не получили:( Как закидывали вещи и рассаживались обратно по байдаркам - это вообще отдельная песня.

В 16:10 начинаем свое знакомство с плавнями устьевой части Ворклицы. Вход в них на фото слева, перед деревом.
(77) Поворот в плавни

В узкой протоке течение ускорилось и понесло наше судно среди зарослей тростника.
(78) В плавнях
Выглянувшее было часом ранее солнце спряталось за тучи. Из-за этого некоторые фотографии получаются темными.

Небольшой затор как раз на повороте.
(79) Плавни Ворсклицы

Дальше ровный участок,
(80) Ворсклица

(81 Ворсклица
в конце которого приходится на время забыть про фотоаппарат и уделить все внимание гребле, подсказывая Саше куда направить байдарку, чтобы держаться от коряг подальше. Они там, где у воды растут деревья.
(82) Ворсклица

(83) Ворсклица

Размеренный ритм нашего передвижения был неожиданно нарушен. Уперлись в пятно мяты вокруг которого образовался плавун из ряски, сломанного тростника и мусора (координаты N50,38756°, E35,11794°).
(84) Затор в плавнях
Чуть в стороне среди всего этого безобразия на волнах, которые были вызваны нашим появлением, покачивалась тушка кабанчика, издававшая неприятный запах.

Пока я возился с GPS-навигатором, чтобы определить дальнейшее направление сплава (течение било прямо, в стену камышей), ребята сориентировались быстрее.
(85) В плавнях Ворсклицы

Вот так их экипаж оказался первым. Трешка ушла в отрыв, мы её потеряли из виду на следующие сорок минут. Это время, потраченное нами на прохождение плавней Ворсклицы до слияния с Ворсклой. Самый интересный, с моей точки зрения, участок реки. Царство тростника, камыша, мяты и прочей водной растительности.
(86) Плавни Ворсклицы

(87) Плавни Ворсклицы

Посмотрите спутниковые снимки - огромное по площади зелено-серое пятно, в котором черной ниткой вьётся русло. Оно ужимается до 1,5 - 2 метров.
(88) Плавни Ворсклицы

(89) Плавни Ворсклицы

Течение быстрое, но многочисленные чередующиеся (то вправо, то влево) повороты
(90) Поворот в плавнях

(91) В плавнях Ворсклицы

(92) Змейка
не дают разогнаться. Развилок, чтобы заблудиться, здесь нет, путь один-единственный.
(93) Плавни Ворсклицы

Именно скорость и не стоит делать своим главным приоритетом. Останется позади весь этот драйв с виляниями, выйдешь на простор и будешь жалеть, что всё так скоро закончилось... А виляния тут прикольные! Вот слышны голоса. Это ребята в паре метров от нас идут параллельным курсом, за плотной стеной из тростника. Просто на некотором отрезке русло, если взглянуть сверху, принимает форму полусжатой пружины, потом выпрямляется.

Пару раз встретились мелкие заторы из мяты и ряски.
(94) В плавнях Ворсклицы

(95) В плавнях Ворсклицы

Мяты здесь очень много.
(96) В плавнях Ворсклицы

(97) В плавнях Ворсклицы
Заросли этого приятно пахнущего растения образуют как бы бордюр с обоих сторон. Запах усиливается когда цепляешь мяту веслами либо по ней ненароком проходится байдарка.

Вот русло постепенно расширяется.
(98) Плавни Ворсклицы

(99) Плавни Ворсклицы

(100) Плавни Ворсклицы

(101) Плавни Ворсклицы

Значит близко устье. Меняются окружающие заросли, тростник уже не такой высокий. Справа появляется твердая почва. Выходим из поворота и видим ребят, которые ждут нас.
(102) Байдарка на Ворсклице

Впереди Ворскла.
(103) Впадение Ворсклицы в Ворсклу
На часах ровно 17:00. Таким образом на прохождение маршрута от Солдатского нам потребовалось чуть больше шести часов (сюда включено время обеда и когда ходили за водой в Катанском). Прощальный взгляд на Ворсклицу.
(104) Устье Ворсклицы

Наш экипаж не стал причаливать к берегу, привал решили сделать чуть позже, на окраине Кириковки. На навигатор я не глянул, подумал, что тут недалеко, вон уже и тот сосновый лес виден,
(105) Ворскла возле Кириковки
где когда-то ночевали и откуда был старт сплава по Ворскле. Приближаемся и.... река делает поворот на север,
(106) Ворскла. Вид в сторону Каменецкого
потом обратно в сторону Кириковки. На выходе из петли нас обгоняет трешка.
(107) Сплав на байдарке по Ворскле
Хорошо идут!

Лес стал ближе.
(108) Ворскла возле Кириковки

Ну же!.. Снова смена направления.
(109) Ворскла

После этой петли ребята ещё больше вырываются вперед.
(110) Сплав на байдарке по Ворскле

Мы гнали, потому что думали привал близко. Теперь все мышцы болят, внутри злость на Ворсклу: чёртовы петли! Вот же верхушки сосен, лес рядом!
(111) Берег Ворсклы

Рано, получите ещё одну загогулину... Аааа!

...К пляжу (координаты N50,37557°, E35,10169°)
(112) Пляж на окраине Кириковки
вышли внезапно, из-за поворота. Долгожданный отдых! Двое рыбаков с удочками сместились в сторону, освобождая место чтобы причалили байдарки. На берегу куча песка. Явно будут засыпать на дно реки. Интересно, кто же тут за пляжем так ухаживает? Местные? А о мусоре не стоит побеспокоиться? Его просто огромное количество вокруг столика и в камышах, основная масса это пластиковые бутылки. В траве лужи.
(113) Окраина Кириковки

Я рассматривал это место как один из вариантов для ночевки, но после вышеописанного оставаться здесь не хочется, тут кстати и с дровами напряг. Юра предлагает идти до пляжа, где высокий песчаный обрыв, ну тот, который находится перед участком со знаменитыми ворсклянскими плавнями. Далековато... Ведь устали уже все, а тут ещё и туч нагнало, потемнело, как бы под дождь не попасть. Ладно, рискнем, если что разобьем лагерь чуть раньше: за детским лагерем есть места со столиками и лавочками (хочется хоть какого-то комфорта, а не сидеть на мокрой земле).

Отправляемся дальше по Ворскле. Тут как раз начинает капать, вдалеке гремит гром, но это не перерастает в что-то глобальное. Пользуясь моментом, я решаю разведать новый путь. Дело в том, что в точке N50,37399°, E35,09225° русло раздваивается. Байдарочники уходят в правое ответвление. При этом другое ответвление на 50 м короче. Но вход в него скрыт за зарослями тростника, может поэтому на него не обращают внимание.
(114) На Ворскле

Течение в протоке очень быстрое. Ещё одна развилка. Здесь нам вправо и мы упираемся в затор.
(115) Затор поперек русла

Прорваться через него нет возможности, слишком плотный и протяженный, ещё и торчащая ветка дерева замечена. Можно попробовать пройти вдоль левой стороны, по тростнику. Но мешает сманеврировать течение, которое вбивает байдарку в плавун. Жаль, что мало времени... Будем возвращаться и в этот раз идти как все. Русло узкое, мы еле развернулись.

Участок плавней до железнодорожного моста.
(116) Плавни Ворсклы

(117) Плавни Ворсклы

(118) Плавни Ворсклы

Он небольшой по протяженности. В 18:15 проходим под мостом.

Справа территория детского оздоровительного лагеря.
(119) Здание на берегу Ворсклы

К берегу, где столики (координаты N50,38202°, E35,07307°), не стали причаливать, ребята настроены двигаться дальше (была установка - от Кириковки час махаем веслами). Главное, правильно направить трешку, которая впереди. А то уйдут по широкой воде,
(120) Ворскла
как когда-то было и получится лишних два км. Полоса белого пуха поперек реки как шлагбаум, как бы намекает куда нужно поворачивать. Слышу возражение, что можем опять влететь в затор. Успокаиваю, что тут такого не будет.

Рыбак на берегу. Дальше тихая заводь.
(121) Вечер на Ворскле

Минуем поляну, на которой я когда-то видел отдыхающих с палаткой. Там склон и неудобный выход с воды, нам не подходит.

(122) Сплав по Ворскле

(123) Сплав по Ворскле

Ещё одна поляна.
(124) Берег Ворсклы

Тут присматриваюсь повнимательнее есть ли место, чтобы причалить и вытащить байдарки. Потому что впереди, на пляже, где мы хотели ночевать, слышен какой-то шум. Подплываем
(125) Байдарка на Ворскле
а там - аншлаг! Куча палаток, людей... Сдаем чуть назад, до присмотренной поляны. Вылазить из байдарки на берег конечно проблематично, особенно тем, кто сидит сзади. Зато ни души и достаточное пространство для кучи палаток. И даже маленький столик имеется!

18:40. По очереди выгружаемся, затаскиваем байдарки и начинаем заниматься обустройством лагеря: кто-то ставит палатки,
(126) Палатки на поляне
кто-то идет за дровами. Их тут полно, как и комаров:( Этих тварей особенно много возле столика. Всё в полном соответствии с шуткой: "Землянику в лесу выращивают комары. Таким образом они привлекают людей и охотятся". Может и столик тоже они?:)

После семи часов неожиданно распогодилось, тучи пропали и засветило солнце.
(127) Вечерняя Ворскла

На ужин - борщ.
(128) Кастрюля борща

(129) Кастрюля борща

Сало к нему по приколу режем с помощью мачете.
(130) Мачете и сало

Но начинаем с чая. Первая заварка обычный. А уже после борща - травяной, с добавлением мяты, сорванной на Ворсклице.

Заходит солнце и на траве образуется густая роса. Кто не спрятал сразу вещи в палатку, возможно, пожалел об этом. Фонарики не особо нужны, потому что вовсю светит полная луна. Засыпаем мы под несмолкаемый рокот, доносящийся с пляжа.